Виды целевой аудитории
Целевая аудитория (ЦА) – это группа людей, объединенная некими общими признаками и особенностями, чьи потребности может решить продукт или услуга компании. ЦА можно разделить на 2 вида:
- основная (первичная) аудитория. Это те, кто принимает решение о приобретении продукта компании: женщина, выбирающая посуду на кухню, или молодой человек, ищущий себе новый ноутбук;
- косвенная (вторичная) аудитория. Эта группа людей участвует в покупке, но не является ее инициатором. Так, дети часто просят родителей купить им игрушку, увиденную в рекламе. Хотя покупают товар родители, инициаторами покупки являются дети.
Для разных видов ЦА применяются разные инструменты продвижения. Не учитывая этот факт, можно потратить средства впустую, даже правильно определив целевых пользователей.
Также целевую аудиторию можно поделить на два типа: B2B (бизнес для бизнеса) и B2C (бизнес для потребителя). Если для первого типа характерны крупные заказы, то второй покупает товары и услуги в основном в розницу. Работа в бизнес-сегменте более стабильна, здесь достаточно один раз определить и сегментировать ЦА, чтобы потом плодотворно работать с ней. ЦА в розничном сегменте больше подвержена изменениям, поэтому для успешного продвижения потребуется больше усилий. Рекомендуется изменять и дорабатывать ЦА не реже 3-4 раз в год.
Сегментирование целевой аудитории
Чтобы удовлетворять потребности потенциальных покупателей лучшим образом, нужно знать о них как можно больше. Портрет клиента, на которого будут направлены маркетинговые мероприятия, формируется на основании ряда характеристик:
- географические: какую территорию планируется охватить товаром или услугой? Если потенциальные клиенты живут в Барнауле, рекламировать товар в Москве не имеет смысла;
- возрастной диапазон. Он не должен быть слишком широким: 5-15 лет вполне достаточно;
- пол. Реклама женской косметики в журнале для мужчин не будет эффективной;
- примерный уровень дохода потенциальных клиентов. Если вы продаете автомобили премиум-класса, реклама в журнале для людей со средним доходом не принесет должного результата.
Важны также семейное положение, образование, социальный статус потребителя, наличие у него детей, краткосрочные и долгосрочные интересы.
Как используется ЦА в маркетинге
Чаще всего ЦА определяют путем опросов и анкетирования. Опросы могут проводиться как в офлайн режиме, так и онлайн, например, это могут быть письма на электронную почту или посты в соцсетях.
Если бизнес уже работает и у него есть клиенты, можно анализировать ЦА по всем перечисленным параметрам с помощью специальных сервисов, таких как Гугл аналитика и Яндекс Метрика. В них есть ряд удобных инструментов для анализа и сегментации ЦА.
Чтобы оценить спрос на определенный товар или услугу, нередко применяется анализ запросов в поисковых системах. С его помощью можно выяснить, как часто пользователи вводят определенные поисковые запросы. Здесь также можно сравнить показатели за определенные периоды времени и данные по разным регионам.
Грамотная проработка целевой группы очень важна для эффективности продвижения. Имея на руках четко прописанный портрет клиента, вы будете знать, с кем работаете, каковы потребности и интересы ваших покупателей и какие каналы будут наиболее эффективны для взаимодействия с ними